ВАРТІСТЬ «НАРОДНОГО ДЕПУТАТА» В ЯКОСТІ НЕМАТЕРІАЛЬНОГО АКТИВУ
24 грудня 2016 року
У своїй авторській статті Володимир Макуха, оцінювач вищої категорії Громадської організації «Всеукраїнська Асоціація Фахівців Оцінки», описує методику визначення вартості певного унікального нематеріального активу – отриманого статусу народного депутата України, який використовується для одержання додаткових доходів. При розгляді даного питання автор, зокрема, проводить досить конкретний аналіз одного з видів інвестиційних вкладень – придбання «пасажиром» «квитка на поїзд» (місце у виборчому списку), що відправляється до Верховної Ради України.
В своей авторской статье Владимир Макуха, оценщик высшей категории Общественной организации «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки», описывает методику определения стоимости некоего уникального нематериального актива – полученного статуса народного депутата Украины, используемого для извлечения дополнительных доходов. При рассмотрении данного вопроса автор, в частности, проводит достаточно конкретный анализ одного из видов инвестиционных вложений – приобретение «пассажиром» «билета на поезд» (место в избирательном списке), отправляющегося в Верховную Раду Украины.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТОИМОСТЬ «НАРОДНОГО ДЕПУТАТА» В КАЧЕСТВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА? МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ
Владимир Макуха оценщик высшей категории ОО «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки»
Целью нашего анализа является не народный депутат, как физическое лицо – «избранный в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины и уполномоченный им на протяжении срока депутатских полномочий осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией Украины и законами Украины» (п.1, ст.1 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»), а спрос на получение самого статуса «народный депутат Украины».
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЗАКОН УКРАИНЫ «О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ УКРАИНЫ», КАК БАЗА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ РАССМАТРИВАТЬ СТАТУС «НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ», «НОМИНАНТАМИ» НА ЕГО ПОЛУЧЕНИЕ, В КАЧЕСТВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА
Остановимся на особенностях избрания народных депутатов Украины, по пропорциональной системе (225 депутатов), предусмотренных п.п.1 п.3 ст.1 данного Закона Украины. В отличие от «давно муссирующейся целесообразности» осуществления выборов народных депутатов Украины по «открытым избирательным спискам», когда право приоритетного распределения кандидатов от партий предоставляется избирателю в процессе голосования, согласно п.7 ст.58 «Перечень и очередность кандидатов в депутаты в избирательном списке, определенные партией, не могут быть изменены после подачи документов регистрации Центральной избирательной комиссией». Таким образом, кандидат, отправляющийся вместе с партией в предвыборный путь за мандатом (статусом) народного депутата Украины получает фиксированное место в очереди, которое не зависит от его фактического рейтинга по мнению избирателей. Данная законодательная норма значительно уменьшает риск неопределенности для конкретного кандидата, а его возможность быть избранным зависит от места в избирательном списке. Распределение мест кандидатов в избирательном списке партии, является количественной фиксированной величиной, способствующей необходимым расчетам для принятия решения сторонами, как фактически влияющих на его составление так и претендующих на соответствующее место в нем.
ПРЕДВЫБОРНЫЙ СПИСОК ПАРТИИ КАК ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД, ОТПРАВЛЯЮЩИЙСЯ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ УКРАИНЫ
Проводя аналогию между пассажирским, железнодорожным составом и предвыборным списком партии, можно распределить вносимых в него кандидатов в народные депутаты на две основные категории – «машинистов» и «пассажиров».
«Машинисты» – категория кандидатов, состоящая, как правило, из узнаваемых, имеющих положительный рейтинг доверия среди избирателей в электоральном поле, опираясь на которое, конкретная партия предполагает достигнуть максимального результата по итогам голосования. Категория «пассажиров», как правило, рассчитывает «въехать» в Верховную Раду Украины вместе с выбранной партией, благодаря «электоральной привлекательности» «машинистов», в том числе, при помощи средств, используемых на проведение предвыборной, агитационной компании, вносимых «пассажирами» в качестве «платы за проезд на определенном месте в списке». Таким образом, «машинисты» являются той категорией кандидатов в избирательном списке, благодаря присутствию которых партии предполагают решить вопрос максимальной привлекательности для избирателей, в связи с чем, их присутствие в избирательном списке можно рассматривать в качестве актива, работающего на результат.
В отличии от них, «пассажиров» можно рассматривать в качестве электорально пассивных участников процесса движения, «приобретающих билеты» с целью достижения конечной точки маршрута – места в сессионном зале Верховной Рады Украины. Именно категорию кандидатов-списочников, которая условно была названа «пассажирами», мы рассмотрим более детально.
ПРИОБРЕТАЕМЫЙ «ПАССАЖИРОМ» «БИЛЕТ НА ПОЕЗД» (МЕСТО В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ СПИСКЕ) ОТПРАВЛЯЮЩИЙСЯ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ УКРАИНЫ – КАК ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЛОЖЕНИЕ
Модель анализа при принятии решения «приобретения билета пассажиром» следует разбить на три основополагающих сегмента:
СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ. СТОИМОСТЬ ЕГО СОЗДАНИЯ, ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПРИНОСИМЫЙ (ОЖИДАЕМЫХ) ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Отличительные признаки присущие нематериальным активам, которые ложатся в модель оценки статуса народного депутата Украины:
Следует учитывать действующие нормы Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», в частности п.1. ст.3 определяющие несовместимость депутатского мандата с другими видами деятельности и указывающие на то, что народный депутат не имеет права.
Исходя из данных законодательных норм, выводы, полученные на основе предлагаемого нами анализа, могут быть использованы не только избирателями и потенциальными кандидатами в народные депутаты Украины, но и правоохранительными органами.
Какие из общеизвестных в мировой практики оценки базовые принципы и подходы могут быть использованы при оценке анализируемого нами нематериального актива? В какой степени и на каком этапе анализа могут быть использованы общеизвестные методические подходы? А именно:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА
Использование затратного подхода в данном конкретном случае осуществляемого анализа предполагает определение фактических затрат по созданию конкурентоспособной партии и осуществлению ею действий, направленных на обеспечение необходимого уровня доверия (рейтинга) у избирателей, позволяющего преодолеть проходной барьер и обеспечить вхождение определенной группы выдвигаемых кандидатов-списочников в состав народных депутатов Украины по итогам выборов. Данный методический подход может быть использован группой лиц, имеющих личный положительный репутационный рейтинг у избирателей для принятия решения о создании своего «политического поезда» в виде партии, ставящей перед собой задачу проведения своих кандидатов в народные депутаты по итогам выборов. Однако, для целей нашего анализа использование данного метода весьма проблематично исходя из сложности определения стоимости создания нематериальных активов в виде репутационных рейтингов самих «машинистов», предполагаемых в качестве участников данных политических проектов. В качестве примеров можно привести недавно созданную и предполагаемую к созданию политические партии лидерского типа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА (АНАЛОГОВ ПРОДАЖ)
Использование сравнительного (аналогов продаж) подхода может быть использовано исключительно самими «пассажирами» при принятии ими решения выбора «поезда» (партии) и рассмотрения вариантов «приобретения предлагаемых билетов на конкретные места». Информация по подобным сделкам является, как правило, закрытой, что не позволяет использовать данный метод для решения поставленной нами задачи в процессе данного анализа. При этом стоит обратить внимание на ограничения в выборе для самих «пассажиров». Во-первых, исходя из ряда политических факторов, значительная часть «пассажиров» имеет возможность выбора или только среди «поездов, прибывающих на оппозиционную платформу Верховной Рады Украины» или «платформу, лояльную к действующей власти». Во-вторых, исходя из поставленных целей, при приобретении «билета» в качестве инвестиционного продукта «пассажиром» или бенефициаром, направляющим «пассажира» в «командировку в Верховную Раду Украины». При этом цена «билета», при гарантированном достижении «места под куполом Верховной Рады», может значительно отличаться в зависимости от выбранного «поезда» и ожидаемым возможностям для прибывших в нем к месту назначения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОХОДНОГО ПОДХОДА
В данном случае, при рассмотрении бенефициаром в качестве инвестиционного вложения «получение или приобретение билета» на политический «поезд», который должен доставить его или «командированного им» в состав избираемой Верховной Рады Украины, можно рассматривать в качестве действий, направленных на создание нематериального актива для обеспечения преимуществ в доходах.
Общепринятая в оценке суть использования метода преимущества в доходах, при определении стоимости нематериального актива, заключается в расчете разницы между денежными потоками, получаемыми с использованием нематериальных активов и денежными потоками, которые получаются от реализации продукции (работ, услуг) без использования нематериальных активов.
При использовании данного методического подхода:
При этом стоит обратить внимание на отличия в расчетах, имеющих цель – принятие решения по соответствующему действию, для бенефициара, рассматривающего варианты приобретения соответствующего «билета на выбранный политический поезд» и представителей правоохранительных структур, для которых подобные расчеты могут стать косвенной базой для принятия решения по началу расследования. Для первых, имеет значение разность между ожидаемыми преимуществами в доходах, приведенных в текущую стоимость, и фактическими затратами на приобретение «билета на политический поезд». Для вторых может иметь значение сам факт и фактическая величина полученного преимущества в доходах.
Таким образом, стоимость нематериального актива (полученного статуса народного депутата Украины), используемого для получения дополнительных доходов, определенная, соответственно, с использованием метода преимущества в доходах может быть рассчитана по формуле:
где:
стоимость статуса народного депутата Украины, как нематериального актива, используемого для обеспечения преимуществ в получении доходов;
преимущество в доходах, полученное за период каденции данного народного депутата Украины;
срок каденции народного депутата Украины, статус которого используется для обеспечения преимущества в доходах;
ставка дисконта;
затраты, понесенные бенефициаром на приобретение «билета на политический поезд» (места в избирательном списке партии либо затраты, понесенные в процессе предвыборной компании, в результате которой был приобретен статус народного депутата Украины).
|