Помилка

ПОЧАТКОВА ЦІНА ОДЕСЬКОГО ПРИПОРТОВОГО

ЗАВОДУ: ГОРДІЇВ ВУЗОЛ АБО ІЛЮЗІЯ

 

19 вересня 2016 року

 

Приводом для написання цієї статті, послужило інтерв’ю голови Фонду держмайна Ігоря Білоуса від 12 вересня 2016 року агентству Рейтер (Reuters), в якому, серед іншого, він сказав, що головне завдання ФДМУ не збільшення надходжень до держбюджету, а прозорість приватизації, обсяги якої рішуче скорочуються.

 

 

Starting-price-of-the-Odessa-port-plant-the-Gordian-knot-or-illusion

 

 

Поводом для написания этой статьи, послужило интервью главы Фонда госимущества Игоря Билоуса от 12 сентября 2016 года агентству Рейтер (Reuters), в котором он сказал буквально следующее: «Я хочу поставить цену ниже $200 миллионов, я считаю, так и надо сделать, хотя политически это очень тяжело принять». А далее И.Билоус добавил: «Правительство может не поддержать предложение и поднять цену. Если правительство будет настаивать на более высокой цене, то мы должны взвесить свои шансы на успех».

 

В этой фразе остаются непонятными слова «взвесить свои шансы на успех». Остается домысливать самому, чьи это шансы на успех – И.Билоуса лично или государства. Если он имел ввиду себя, то у него и его команды шансов на успех нет. Заканчивается уже третий квартал 2016 года, а объявленной большой приватизации все нет и нет. А ведь согласно Бюджетному кодексу от приватизации в 2016 году от ФГИУ запланировано поступление в бюджет 17,1 миллиарда гривен. Более того, за время прихода в 2015 году в Фонд госимущества И.Билоуса и его команды поступления в государственный бюджет Украины значительно сократились, как от приватизации, так и от поступления арендных платежей.

 

А если открыть сайт ФГИУ, то сразу бросается в глаза рубрика «Приватизация», где так торжественно обещается: «Наша задача – запустить процесс приватизации, который был остановлен на 10 лет. Сделать его прозрачным, законным и выгодным для государства». А далее, говорится за счет чего все это будет сделано: «Новые кадры Фонда пришли из бизнеса – и это в корне изменило работу ФГИУ».

 

Снова непонятными остаются слова «в корне изменило работу ФГИУ». Если в смысле не продавать и не сдавать в аренду, то это уже было и при председательстве Валентины Семенюк, правда, может быть не в такой способ и не так резко. Если же в смысле чего-то такого, что нам не видно, то где результаты этих коренных изменений. Процесс приватизации «запущен», но уже в другом смысле этого слова, чем в обещанном на сайте.

 

Хотя, «Головне – не те, наскільки ми виконаємо план, а те, як ми його виконаємо, чи буде приватизація прозорою та законною», – сказал Глава ФГИУ Игорь Билоус в интервью порталу «Сегодня». Так что главное задание ФГИУ не увеличение поступлений в госбюджет, а прозрачность приватизации, объёмы которой решительно сокращаются.

 

А прозрачность приватизации еще та – попробуйте ознакомиться с отчетом об оценке ОПЗ или с отчетами по оценке акций облэнерго. На отчете об оценке ОПЗ уже стоит штемпель «ДСК» («Для службового користування»), а результаты оценок по облэнерго так и не доведены до общественности. И как это увязать со словами И.Билоуса на круглом столе 23 июля 2015 года, где он говорил следующее: «Фонд прагне зробити систему оцінки і роботу оцінювачів максимально прозорою». Наверное, он имел в виду, что оценка будет настолько прозрачной, что станет уже полностью невидимой.

 

Сколько копей поломано по поводу гласности результатов оценки. Почему бы Фонд госимущества как регулятор оценки не начал с себя, показав пример как это надо делать. Для этого достаточно было бы обнародовать все оценки, которые были выполнены в результате проведенных Фондом конкурсов по отбору субъектов оценочной деятельности. В какой это форме сделать – это уже технический вопрос. Иначе слова о прозрачности оценки – это пустое сотрясание воздуха.

 

А что же с результатами проведенных оценок? Об их эффективности можно судить по повторным конкурсам по отбору субъектов оценочной деятельности по уже оцененным ранее объектам. Как не прискорбно, но эти оценки оказались безрезультатными. Так и с оценкой ОПЗ, где государственный пакет акций был оценен в 523 миллионов долларов США, а председатель ФГИУ И.Билоус, считает, что следует поставить ниже, чем 200 миллионов. Зачем тогда нужна была оценка, если в одном лице регулятор оценки, рецензент оценки, заказчик оценки и он же продавец – Фонд госимущества считает, что ОПЗ это обесценивающийся актив, ценность которого падает все быстрее и быстрее? Действительно, посмотрим на трансформацию начальной стоимости ОПЗ, следуя за главой ФГИУ И.Билоусом.

 

27 ноября 2015 года И.Билоус заявил, что Одесский припортовый завод ориентировочно стоит 500-700 миллионов долларов. Кабинет министров Украины утвердил в мае 2016 года условия приватизации 99,6% акций ОПЗ и обнародовал начальную цену в сумме 13,2 миллиардов гривень (523 миллионов долларов). Председатель Фонда госимущества И.Билоус во время выступления на заседании правительства заявил, что такую цену было сформировано за результатами независимой оценки.

 

Но так как по заявленной начальной цене на конкурс по приватизации государственного пакета акций не было подано ни единой заявки, то уже 31 августа 2016 года в эфире «5 канала» И.Билоус заявил следующее: «Советники советуют нам опуститься ниже 200 миллионов долларов для старта, кто-то говорит о 250, кто-то о 300 миллионах. Мы точно знаем, что это не 500 и не 400 миллионов, то есть мы пойдем ниже».

 

Интересно знать – «пойдем ниже» за результатами независимой оценки или уже обойдемся без нее. А как же положения Методики оценки имущества, о которой целый год говорилось как об одном из важнейших шагов Фонда к реализации разработанной им программы действий по усовершенствованию функционирования национального рынка оценки и деятельности его участников?

 

Фонд госимущества торжественно обещает, что «все контрольные пакеты акций объектов групп «Г» и ТЭК будут оцениваться по рыночной стоимости с привлечением независимых оценщиков, а стартовую цену будет согласовывать созданная КМУ рабочая группа, в которую входит представители министерств и международных организаций. Рабочая группа сможет увеличить стартовую цену для аукционов, но не сможет уменьшить (ранее стартовую цену устанавливала конкурсная комиссия, которая ни с кем ее не согласовывала).

 

Так что же произошло? Нужно полагать, что была определена не рыночная стоимость, и поэтому конкурс не состоялся, ведь другие условия проведения конкурса не подлежат изменению, а только результат оценки. Но как выглядит теперь сам Фонд госимущества, который утвердил такую оценку, выполненную, кстати, по той же новой Методике, которая требует определения именно рыночной стоимости?

 

Теперь неясно, насколько же ниже от этой «не рыночной» стоимости в 523 миллионов долларов должна быть «истинная» рыночная стоимость? Действительно, И.Билоус заявил, «что считает целесообразной цену ниже 200 миллионов долларов». Так что ж теперь, как в той пословице – «наша песня хороша начинай ее сначала», необходимо снова определить новую рыночную стоимость, и уже ниже, чем 200 миллионов долларов?

 

Действительно, из этого следует, что Фонд госимущества настоящий регулятор оценки, сказал (см. выше) больше чем 500 миллионов долларов и определили рыночную стоимость в 523 миллиона в результате проведения независимой оценки. Теперь глава ФГИУ утверждает, что рыночная стоимость (а только такая стоимость и может рассматриваться в качестве начальной стоимости для аукциона по Методике оценки госимущества) должна быть меньше чем 200 миллионов долларов. Спрашивается, зачем тогда эту стоимость определять путем независимой оценки, если результат известен наперед – меньше чем 200 миллионов? Но оказывается, что без этого не обойтись – Методика госимущества требует. А это снова время, деньги и, как это ни прискорбно, ухудшение экономического состояния страны и ОПЗ в частности.

 

Следует полагать, что и новая независимая оценка с результатом ниже 200 миллионов долларов может быть также бесполезной. Что ж тогда? Признать ОПЗ «токсичным активом»? А если это «токсичный актив», то продавать его вместе с госпредприятием «Укрхимтрансаммиак»? Может в результате такой синергии у ОПЗ и появится настоящая рыночная стоимость. А пока, как видим, рыночную стоимость определяет регулятор оценки ФГИУ по правилу: «регулятор называет – оценщик подтверждает».

 

Но не будем больше вдаваться в прогнозы, а то гляди, они еще и сбываться начнут

 

 

Степан Максимов