MENU
PERSPECTIVE
CURRENCY
INTERVIEW
CONTACTS
PDF Печать E-mail

ЛИТВА, БЕЛАРУСЬ, УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ГРУЗИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН ОБЪЕДИНЯЮТ

УСИЛИЯ В РАМКАХ СОЗДАНИЯ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА

 

17 февраля 2018 года

 

Вчера, 16 февраля 2018 года, в городе Киеве на территории Посольства Грузии в Украине состоялась презентация технико-экономического обоснования реализации государственно-частного партнерства по модернизации объектов инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и повышении эффективности их использования. В ходе проведения мероприятия, организованного в формате «круглого стола», состоялось обсуждение перспектив реализации данной инициативы в рамках проекта создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку.

 

 

Lithuania-Belarus-Ukraine-Turkey-Georgia-and-Azerbaijan-join-forces-to-create-a-new-transport-corridor

 

 

История реализации проекта по созданию нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку берет свое начало еще с осени 2014 года. Именно тогда мэром Херсона Владимиром Миколаенко, учитывая важность Херсонского морского торгового порта для города, принимая во внимание имеющийся опыт эффективного реформирования Клайпедского государственного морского порта, было направлено официальное обращение на имя Посла Литовской Республики в Украине с просьбой оказания помощи литовскими специалистами в подготовке проекта реконструкции и развития Херсонского МТП.

 

Литовский опыт эффективного реформирования и развития порта, адаптированный к херсонским реалиям, был представлен в виде, подготовленного специалистами из Клайпеды, проекта реформирования Херсонского морского торгового порта и презентован во время проведения «Балтийско-Черноморских экономических форумов» 2015 и 2016 годов.

 

Именно эта работа в последующем легла в основу проекта государственно-частного партнерства по программе «Модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и повышении эффективности их использования», внесенного на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины группой компаний «Содружество» в ноябре 2017 года.

 

На протяжении этого трехлетнего периода проект уверенно расширял свою географию, привлекая к себе внимание все большего количества стран, а также других заинтересованных лиц, в том числе представителей Посольств и бизнеса из разных стран Европы и Азии.

 

В мае 2017 года в литовском городе Клайпеда состоялся первый этап четвертого Балтийско-Черноморского экономического форума, по результатам которого был подписан меморандум о сотрудничестве между ГП «Херсонский морской торговый порт», ГП «Клайпедский государственный морской порт», ОО «Балтийско-Черноморский экономический форум» и ОО «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки».

 

В декабре 2017 года в Посольстве Литовской Республики в Украине была проведена презентация предложения об осуществлении государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития, поданного на рассмотрение Министерства инфраструктуры группой компаний «Содружество». Данное мероприятие, помимо официальных лиц Украины и Литовской Республики, посетили также представители Посольств и бизнеса, в частности, Грузии, Азербайджана, Ирана, Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Турции. Присутствующие, помимо прочего, также стали свидетелями исторического события – инициирования реализации образовательного проекта в рамках «нового шелкового пути».

 

Весьма предметным и конструктивным выдалось обсуждение данного проекта и на территории Посольства Турецкой Республики в Украине, организованное в январе 2018 года. В процессе презентации внесенного группой компаний «Содружество» проекта, принявшие участие в его обсуждении отметили четко прописанную логику его реализации, открывающую перспективы развития новых транспортных коридоров, которые, в том числе, могут стать ответвлениями «центрального транспортного коридора» «нового шелкового пути».

 

В частности, позитивно оценил перспективы обсуждаемого проекта советник Посольства Республики Беларусь в Украине Юрий Колесов. Отметив заинтересованность и готовность Республики Беларусь принять участие в его реализации, он отметил, что помимо уже оговариваемого железнодорожного транспортного маршрута из Клайпеды (Литва) через территорию Беларуси в Украину до морского порта Херсона, используя потенциал контейнеровоза «Викинг» следует обратить внимание на активно обсуждаемый водный маршрут Е40 через территорию Беларуси к Черному Морю. Активная работа в данном направлении глав Гомельской и Херсонской областей также лишний раз свидетельствуют в пользу представленной модели развития Херсонского МТП.

 

Паралельно с этим, подписанием с инициатором меморандумов о сотрудничестве, с подтверждением готовности принятия участия в его практической реализации, уже засвидетельствовали литовская стивидорная компания «KAMINERA» (работает с Клайпедским морским портом и признана компанией №1 в Литве по обеспечению перемещения грузов железнодорожным транспортом), ряд крупных зернотрейдеров Украины и производители минеральных удобрений. Готовность сотрудничества и отработки планов совместного развития засвидетельствовал морской порт турецкого города Трабзон.

 

Само мероприятие, проведенное на территории Посольства Турецкой Республики в Украине, претендует стать историческим не только для Украины и Турции, но и для стран бассейнов Балтийского и Черного морей. Именно во время данного мероприятия, участниками обсуждения проекта, была выдвинута идея, в рамках его реализации, инициировать создание транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку с выходом к «центральному транспортному коридору» нового «шелкового пути». После этого стало очевидным, что турки активно подхватили инициативы Херсона, а сам проект надежно закрепился в фокусе международного внимания.

 

В контексте вышеизложенного, не менее интересным и конструктивным выдалось вчерашнее обсуждение развития транспортных коридоров Балтийского и Черного морей в рамках проекта шелкового пути «Один пояс – один путь», состоявшееся на территории Посольства Грузии в Украине.

 

Чрезвычайный и Полномочный полос Грузии в Украине Гела Думбадзе в своей вступительной речи подчеркнул, что Грузия занимает стратегически очень важное местоположение, играя роль входных ворот Кавказа и Центральной Азии. Транспортные коридоры вселяют новую жизнь в древний торговый путь между Востоком и Западом. Как следствие, он очень высоко оценивает перспективы реализации представленной инициативы в рамках проекта создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку.

 

 

Embassy-of-Georgia-01

 

Embassy-of-Georgia-02

 

 

Глава Херсонской областной государственной администрации Андрей Гордеев отметил важную роль эффективного развития Херсонского и Скадовского морских торговых портов для экономики области, развития промышленности, аграрного сектора, укрепления имиджа инвестиционно привлекательного региона вцелом. Вместе с присутствующими мэрами городов Херсона Владимиром Миколаенко и Скадовска Александром Яковлевым было озвучено совместное пожелание в адрес Министерства инфраструктуры Украины ускорить процесс рассмотрения внесенного проекта, с последующей подготовкой и проведением открытого и незаангажированного конкурса по реализации модели государственно-частного партнерства с передачей в управление вышеуказанных объектов.

 

 

Embassy-of-Georgia-05

 

Embassy-of-Georgia-06

 

 

Далее, в рамках основной части мероприятия, начальник коммерческого отдела ГП «Херсонский морской торговый порт» Наталья Бизюкова продемонстрировал присутствующим специально подготовленный видеоролик с краткой презентацией Херсонского порта.

 

После этого для краткого ознакомления с информацией об истории подготовки представленного технико-экономического обоснования слово было предоставлено генеральному директору группы компаний «Содружество», Почетному Консулу Литовской Респоблики в городе Херсон Виктору Попову. В своем выступлении он, в частности, также обратился в адрес Министерства инфраструктуры Украины с напоминанием о том, что обсуждаемый проект был официально представлен на рассмотрение ведомства еще 08 ноября 2017 года. С тех пор уже прошел трехмесячный срок, предусмотренный законом для проведения экспертизы подобных проектов, но Министерство инфраструктуры Украины так и не предоставило своего официального ответа.

 

Далее присутствующим была представлена непосредственная презентация технико-экономического обоснования реализации государственно-частного партнерства «Модернизации объектов инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и повышении эффективности их использования», подготовленная непосредственным руководителем Проекта по подготовке ТЭО, доктором экономических наук, профессором Ириной Запатриной. Руководитель группы разработчиков презентуемого проекта, в частности, акцентировала внимание на том, что эффективность реализации проекта зависит от своевременности реализации предусмотренных им действий, особенно учитывая тот факт, что ситуация по Херсонскому морскому торговому порту характеризуется просматривающейся тенденцией падения объемов обрабатываемых грузов, а Скадовский морской торговый порт находится на грани остановки своей деятельности. Более того, Ирина Запатрина отметила о потенциально существующих рисках возможной потери конкурентных преимуществ самого проекта создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку в условиях существенного промедления с его реализацией.

 

 

Embassy-of-Georgia-07

 

Embassy-of-Georgia-08

 

 

После этого слово было предоставлено заместителю Министра инфраструктуры Украины Виктору Довганю, который подтвердил присутствующим информацию о том, что государственное предприятие «Херсонский морской торговый порт» будет одним из первых в Украине пилотных проектов по реализации перехода к модели управления в рамках государственно-частного партнерства. В ближайшее время Министерство инфраструктуры Украины должно закончить проведение соответствующей экспертизы предложенного проекта, но уже сейчас можно говорить о том, что имеющееся технико-экономическое обоснование скорее всего не будет согласовано в силу того, что государство не устраивает предусмотренный размер будущих концесионных платежей. Как следствие, Министерство инфраструктуры Украины будет обращатся за финансовой поддержкой к ЕБРР для финансирования разработки нового альтернативного технико-экономического обоснования, на что потребуется минимум 1,5-2 года.

 

 

Embassy-of-Georgia-04

 

 

По окончании выступления заместителя Министра инфраструктуры Украины, между ним и заявленными ранее спикерами состоялась оживленная дискусия относительно рациональности предложенных мер. При этом участники «круглого стола» высказали мнение о том, что в случае организации проведения открытого конкурса, в нем потенциально смогут принимать участие сколь угодное число других альтернативных проектов, а привлечение финансирования и профессионального опыта специалистов ЕБРР было бы более рациональным именно на этапе подготовки условий проведения самого конкурса. В защиту предложенного проекта приводилась его важная геополитическая составляющая, а также тот фактор, что данный проект изначально не может рассматриваться как сверхприбыльный в силу технических особенностей самих портов, а также высокого уровня существующей на рынке конкуренции.

 

На данном этапе к обсуждению также присоединилась декан факультета экономики и права Национального транспортного университета, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, специалист в области развития транспортной инфраструктуры Украины в рамках государственно-частного партнерства Наталия Бондарь. В частности, она высказала свое общее мнение относительно сумм концесионных платежей, акцентировав внимание на том, что их необходимо рассматривать и оценивать исключительно в комплексе с объемами финансирования со стороны инвестора на капитальную реконструкцию и модернизацию самих объектов инфраструктуры, увеличением будущих налоговых поступлений, связанных с прогнозируемым повышением грузооборота портов, общим социально-экономическим стимулирующим эффектом для данного региона, а также ростом занятости населения на прилегшающих территориях. «Объекты транспортной инфраструктуры в общем относятся к общественным благам, развитие которых всегда в той или иной мере обеспечивалось государством. Объективная ограниченность бюджетных средств не позволяет правительству финансировать подобные проеты в необходимых масштабах. Действенным механизмом реализации таких проектов является привлечение средств частных инвесторов под соответствующие гарантии государства в вопросах защиты интересов инвесторов и пользователей объектов инфраструктуры. При необходимости государство предоставляет земельные участки и выступает партнером по привлечению средств международных финансовых институтов. Неотъемлемой составляющей контроля со стороны государства за реализацией подобных проектов является защита окружающей среды от вредных воздействий и обеспечение доступности услуг разным социальным категориям пользователей. Соответствующая тарифная политика не может обеспечивать сверхприбылей для инвесторов. Как следствие, для заинтересованности инвестора в реализации общественнозначимых проетов государство должно проводить более гибкую политику в отношении концесионных платежей» – заявила Наталия Бондарь.

 

Далее Генеральный секретарь ГУАМ Алтай Эфендиев выступил с коротким докладом, в котором еще раз акцентировал внимание присутствующих на геополитической значимости реализации данного проекта, отметив при этом, что создание нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку может представлять интерес и для Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также целого ряда крупных стран, таких как Китай, Иран и Индия.

 

По окончании основной части мероприятия состоялось торжественное подписание меморандума о партнерстве между городами Херсон (Украина) и Батуми (Грузия).

 

 

Embassy-of-Georgia-09

 

 

Специально на мероприятие прилетел из Тбилиси Георгий Мчедлишвили, руководитель одной из ведущих экспидиторских компаний TRANSFOR GROUP, работающей в сфере перемещения грузов по территории Грузии и за ее пределами железнодорожным, автомобильным, морским и авиационным транспортом с 1996 года. Данная компания подписала меморандум о сотрудничестве с группой компаний «Содружество» и готова обеспечить перемещение грузов, в рамках инициированного к созданию транспортного коридора по территории Грузии.

 

Следует отметить, что при обсуждении на территории Посольства Грузии в Украине представленного проекта создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку присутствовали Послы Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Китая и Таджикистана, а также представитель Посольства Туркменистана. В мероприятии также приняли участие и.о. директора ГП «Херсонский морской торговый порт» Александр Сухин, народный депутат Николай Паламарчук и представители Торгово-промышленной палаты Грузии.

 

 

Embassy-of-Georgia-03

 

 

Модератором мероприятия был заместитель председателя правления Балтийско-Черноморского экономического форума Владимир Макуха.

 

По завершении мероприятия его участники высказали свое твердое убеждение в том, что проект и внесенная в рамках его реализации инициатива, направлены на активизацию сотрудничества и укрепления содружества представителей бизнеса, задействованных в нем стран, а также развитие экономики и социальной инфраструктуры территорий, через которые он будет проходить.