МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПРОС
КОНТАКТЫ
PDF Печать E-mail

ИГОРЬ БУДНИК: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ФГВФЛ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ

СТАНДАРТАМ ОТКРЫТОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

18 мая 2016 года

 

Директор департамента управления рисками НБУ Игорь Будник считает Фонд гарантирования вкладов физических лиц наименее прозрачной структурой в стране. Под управлением Фонда находятся активы стоимостью более 200 млрд гривен, говорит он. По данным ФГВФЛ, на конец марта 2016 года было продано активов всего на 1,2 млрд гривен. Игорь Будник называет эту сумму мизером по сравнению с размером активов под управлением Фонда и с объемом средств, выплаченных вкладчикам, которые составляют 73 млрд гривен. По его мнению, такую ситуацию вызывают две проблемы Фонда: зачастую заниженная оценка стоимости активов неплатежеспособных банков и непрозрачная процедура их реализации.

 

 

Guarantee-Fund-deposits-of-physical-persons

 

 

Об этом глава департамента написал в колонке для Бизнес.Цензор, сообщает Минфин. Вашему вниманию предлагаются основные тезисы изложенного.

 

 

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА АКТИВОВ

 

Цифра балансовой стоимости активов Фонда (200 млрд грн.) в процессе оценки «похудела» до 38 млрд грн., или почти в пять с половиной раз. В Фонде ситуацию объясняют тем, что банки ему достаются с уже выведенными из них ценными активами. В некоторых случаях так и происходит (в случае с банком Актив, например). Однако часто «плач Ярославны» Фонда о плохом качестве активов служит лишь прикрытием для искусственного занижения их стоимости.

 

 

НАПРИМЕР, В ЕВРОГАЗБАНКЕ БЫЛ КРЕДИТ НЕКОЕМУ ЮРЛИЦУ

 

Сумма задолженности – 72 млн грн. В залог банк получил два гектара земли в Буковеле стоимостью около 26 млн грн. Удивительно, но Фонд оценил этот кредит всего в 1,2 млн грн., что меньше 5% от стоимости залога. Еще один пример: крупная розничная сеть должна банку Киевская Русь 81 млн грн. В залоге магазин у метро Героев Днепра площадью 4600 кв.м, рыночная цена которого достигает 90 млн грн. Но кредит оценен всего в 18 млн грн., или около 20% суммы задолженности. Подобных примеров достаточно. Заниженная оценочная стоимость не была бы критичной при наличии прозрачной процедуры продажи активов.

 

 

НЕПРОЗРАЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

 

Активы неплатежеспособных банков продаются так, что всерьез заинтересоваться ими может только лицо, владеющее инсайдерской информацией. Обычно – это сам заемщик.

 

 

ПРИМЕР АУКЦИОНА ПО ПРОДАЖЕ КРЕДИТОВ БАНКА ПОРТО-ФРАНКО

 

Пример аукциона по продаже кредитов банка Порто-Франко, который проводился первого октября 2015 года. Описание лота: «Право вимоги за кредитними договорами (кредити, надані юридичним особам за 13 договорами (коди кредитів з забезпеченням – 10001007, 10001008, 10001009, 10001010, 10001011, 10001012, 10001014, 10001016, 10001017, 10001020, 10001022, 10001023, 10001024). Час проведення аукціону: 01.10.2015 з 10:30:01 до 10:40:00». Иными словами, содержательного описания объекта продажи нет. А сам аукцион длился всего 10 минут. Может ли сторонний инвестор заинтересоваться таким активом?

 

 

Igor-Budnik

 

 

ПРИМЕР ОДНОГО ИЗ КРЕДИТОВ БРОКБИЗНЕСБАНКА

 

Заемщик – крупное машиностроительное предприятие. Оно должно по кредиту почти 150 млн грн. В залоге у банка находятся производственные активы этого предприятия. Но Фонд оценил кредит всего в 19 млн грн. и продал его факторинговой компании за 19,6 млн грн. Это всего 13% от суммы задолженности. В тот же день факторинговая компания перепродала этот кредит самому заемщику уже за 75 млн грн., что составляет 47% от номинала. В результате такой операции Фонд недополучил 55 млн грн.

 

 

ПРОЦЕДУРУ ПРОДАЖИ АКТИВОВ ФОНДОМ НУЖНО МЕНЯТЬ

 

Процедуру продажи активов Фондом нужно менять в целом, сделав ее открытой и понятной. Эту задачу уже начал решать заработавший с 11.04.2016 консолидированный офис Фонда гарантирования вкладов. Он значительно расширил информацию для потенциальных покупателей по тем активам, которыми занимается. А также облегчил доступ инвесторов к кредитным делам. И хотя офис движется в правильном направлении, одними его усилиями проблему не решишь.

 

Решение по Фонду должно быть комплексным и оперативным. Вряд ли оно будет таковым без пристального внимания к процедуре со стороны СМИ и активистов. А внимания порой не хватает: если, скажем, государственные тендеры тщательно изучаются общественностью, то торги, проводимые Фондом, проходят незаметно, хотя речь идет о многомиллиардных операциях.

 

С учетом слабой работы правоохранительных органов и судов публичность в нашей стране остается основным рычагом борьбы со злоупотреблениями и некомпетентностью в государстве. Поле работы для журналистов, блогеров и общественных деятелей здесь велико.