MENU
PERSPECTIVE
CURRENCY
INTERVIEW
CONTACTS
PDF Печать E-mail

ЗАЧЕМ НУЖНА МАССОВАЯ ЛЮСТРАЦИЯ

ВСЕХ ОЦЕНЩИКОВ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ

 

19 апреля 2016 года

 

В преддверии начала массовой приватизации стратегических государственных активов остро постает вопрос о секторальной люстрации всех компаний и специалистов, которые оценивали в 1995-2014 году крупные госпредприятия (групп В, Г и Е). Технически сделать это несложно. Достаточно составить список приватизационных покупок, которые осуществили наши олигархи (вся информация о них имеется в архивах СМИ и Интернета), и выяснить, кто делал их оценку (по архивам ФДМУ). Им необходимо запретить работать на рынке оценочных услуг по стратегическим и монопольным предприятиям.

 

 

Mass-lustration-all-appraisers-state-enterprises

 

 

Такое мнение высказал в своем очередном аналитическом исследовании Владимир Ларцев – экс-советник председателя Фонда госимущества, директор «Центра антиолигархической политики».

 

 

 

ЗАЧЕМ НУЖНА МАССОВАЯ ЛЮСТРАЦИЯ ВСЕХ ОЦЕНЩИКОВ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

За последний месяц на «приватизационном фронте», который Верховная Рада открыла 16 февраля принятием закона №2319а-д произошло два знаменательных события: приказ Стокгольмского арбитража по Одесскому припортовому заводу и заседание Экзаменационной комиссии ФДМУ, должна была лишить сертификата компанию «Остров», которая с серьёзными ошибками оценила ОАО «Укртелеком».

 

 

Призрачная мечта о честной и прозрачной приватизации ОПЗ развеяна Фирташем

 

На основании ходатайства компании «Ostchem Holding Limited» Дмитрия Фирташа Стокгольмский арбитраж 30 марта 2016 года приказал ОПЗ до 31 августа «воздержаться от отчуждения либо обременения каким-либо образом своих необоротных активов».

 

Председатель Фонда госимущества Игорь Билоус мгновенно отреагировал на это сообщение следующим комментарием: «Мы продаем акции, а не, например, отдельные здания или агрегаты, по производству аммиака. Решение этого суда никоим образом не повлияет на планы относительно приватизации ОПЗ и на процессы, которые уже были начаты и которые никто не собирается останавливать. Единственное, на что оно может повлиять, – это на наши намерения как можно быстрее принять решение относительно долга ОПЗ перед Фирташем».

 

Формально глава приватизационного ведомства вроде бы прав. Но по сути, как бы он не пыжился, выходит следующее. Во-первых, Дмитрий Фирташ отпугнул потенциальных иностранных участников конкурса по продаже ОПЗ. Во-вторых, заявил о намерение, несмотря на своё «арестантское» положение в Австрии и негативное отношение к нему нынешней власти, в нём участвовать. И, в-третьих, напомнил Петру Порошенко, который планирует реализовать свои личные интересы в приватизации ОПЗ с помощью своего ставленника Игоря Билоуса, что он имеет серьёзные преференции при покупке Одесского припортового завода.

 

А ведь ход Фирташа со Стокгольмским арбитражём лишь «цветочки». В засаде сидит значительно более хитрый и опасный для желающих приобрести ОПЗ конкурент – Игорь Коломойский. Как известно, в сентябре 2009 года он уже выигрывал конкурс по этому заводу. Но его результаты по указанию Юлии Тимошенко незаконно аннулировали. И поэтому он, в случае своего проигрыша, может без особых трудностей обжаловать итоги нового конкурса в суде.

 

Но за сообщениями СМИ о решении Стокгольмского арбитража по ОПЗ как то незаметно потерялась другая важная информация. А. именно то, что отобранная Фондом госимущества компания «Увекон» оценила Одесский припортовый завод в $500 млн. И это при том, что фирма Коломойского «Нортима» выиграла конкурс в 2009 году с ценовым предложением в $650 млн. Заниженная стоимость, выполненная по указке руководства ФДМУ компанией «Увекон» нужна Порошенко для того, чтобы попытавшись организационно отсечь основных конкурентов (Фирташа и Коломойского), протолкнуть в победители конкурса нужную ему иностранную компанию, обеспечить ей выигрыш по более дешёвой, чем при нормальной конкуренции цене, и, соответственно, получить больший процент своих комиссионных.

 

 

Манёвры Фонда по отмазке оценщика «Укртелекома»

 

В этой ситуации проблема нормативно узаконенной Фондом госимущества коррупционности оценочной деятельности приобретает новое звучание.

 

Показательным в данном плане стало состоявшееся 31 марта заседание Экзаменационной комиссии Фонда госимущества, на которой рассматривался отчёт компании «Остров». По нему в 2010 году был на неконкурентной основе приобретён «Укртелеком». Как мы писали в одной из своих предыдущих статей, в конце 2015 года СБУ прислало в Фонд госимущества письмо с серьёзными замечаниями на этот отчёт. В начале 2016 года председатель Ассоциации специалистов оценщиков Степан Максимов дал на него отрицательную рецензию.

 

Руководство ФДМУ признало недостатки оценки фирмы «Остров», но по хитрому. В ни кем не подписанной Информационной справке, которая с сопроводительным письмом зам председателя Фонда Натальи Лебедь была отправлена в ответ на замечания СБУ, спекулятивно сфабриковано утверждение, что если бы специалисты указанной компании не сделала грубые ошибки, то цена, по которой в 2010 году купили «Укртелеком» была бы почти на 1, 3 млрд. гривен … меньше (!!!). То есть фирму «Остров» и её руководителя Алексея Амфитеатрова ещё надо наградить орденом за отстаивание государственных интересов.

 

На самом деле это откровенное мухлевание. Во-первых, утверждённые Кабмином с подачи Фонда госимущества методики оценки различных видов объектов несовершенны. В условиях украинской олигархической рыночной экономики их используют как «дышло, которое повернёшь, так и вышло». «Манипуляции» с определением ставки капитализации при оценке бизнеса предприятия, искусственное увеличение коэффициента износа различных групп основных средств с помощью специально сфабрикованных дефектных актов технического состояния в затратном подходе при оценке, отсечение ненужных аналогов продаж при сравнительном методе и ещё целый набор профессиональных приёмов позволяет оценщикам занижать стоимость объекта в разы.

 

Кстати в развитых западных странах, в которых существует нормальная рыночная экономика, бизнес предприятий оценивается аудиторскими фирмами по официально публикуемым финансовым отчётам. Оценочные же компании занимаются такими специфическими объектами, как корабли, самолёты, специальное оборудование.

 

Во-вторых, Наталья Лебедь и Ко в своей Информационной записке обошли вниманием самый деликатный момент, который СБУ подняло в своём письме с замечаниями. При анализе использования фирмой Амфитеатрова «Остров» сравнительного подхода СБУ совершенно справедливо указывается: «…Что если бы была принятая во внимание компания ЦентрТелеком, которая сознательно или бессознательно была не учтена для определения мультипликатора Р/Я (цена/чистый доход), то стоимость оцениваемого пакета согласно методологии Оценщика выросла бы еще больше. Это выплывает из того, что в четвертом квартале 2010 года мультипликатор Р/Я (цена/чистый доход) был большим от 1,75, а значит среднее-арифметическое значение таких мультипликаторов для трех выбранных компаний (ЦентрТелеком, Сибиртелеком, Южная ТК) было бы большим чем 1,4495. Это значит, что стоимость оцениваемого пакета, которая была бы правильно определена по методологии принятой Оценщиком, составляла бы не меньше чем 11800314000 гривен, то есть большей на 1225214 тысяч гривен чем определенная в Отчете». По простому говоря, компания Амфитеатрова занизила цену «Укртелекома» как минимум на 1,225 млрд. гривен.

 

Так как письмо с замечаниями на отчёт фирмы «Остров» писали не сами сотрудники Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности, а высококлассные оценщики (фамилии которых по понятным причинам мы называть не будем), этому выводу можно на 100% доверять.

 

 

Почему оценка «Укртелекома» изначально коррупционна

 

Но есть ещё третье, более серьёзное обстоятельство, которое свидетельствует о занижение и в целом коррупционности цены, по которой «Укртелеком» был выкуплен в 2010 году. Дело в том, что компания «Остров» фактически была аффилирована с тогдашним руководством этого госпредприятия. Поскольку на участие в конкурсе по приватизации «Укртелекома» была подана только одна заявка (конкурировать с подставной кипрской офшорной компанией ЕСУ Януковича и Ахметова никто не решился), в соответствии с существовавшими нормативно-законодательным требованиями для определения рыночной стоимости ОАО на конкурсе была отобрана «независимая» оценочная компания «Остров».

 

Фишка ее отбора заключалась в том, что с 2006 года специалисты «Острова» по договору с государственным оператором связи осуществляли не только переоценку основных средств компании (естественно, в сторону занижения), но и оценку и оформление прав собственности на земельные участки, на которых расположены многочисленные объекты «Укртелекома» на территории всей Украины. Заработала на этих заказах фирма «Остров» около 10 млн грн. Как поймет любой здравомыслящий человек, заказы на такие суммы просто так не получаются. Это, с одной стороны.

 

А с другой, при таких больших заказах и «откаты» немалые. Иначе говоря, за пятилетку сотрудничества оценочной компании «Остров» и «Укртелекома», руководство первой стала для администрации второй почти «родным». Соответственно, в нужный час «Х» специалисты «Острова» оценили государственный пакет акций ОАО «Укртелеком» как надо — на 0,5% больше стартовой цены (начальная 10 млрд. грн., выкупная – 10,75 млрд. грн.).

 

Но Экзаменационная комиссия ФДМУ во главе с зампредом Фонда Натальей Лебедь не взяла во внимание ни второе, ни третье обстоятельство оценки фирмой «Остров» ОАО «Укртелеком». Она устами Натальи Петровны слегка пожурила Амфитеатрова и оценщиков (кстати, отсутствовавших под разными предлогами на заседании), которые подписались под отчётом, и порекомендовала им … пройти курсы повышения квалификации, чтобы в следующий раз не допускать грубых методических ошибок.

 

В результате попытка СБУ признать оценку «Укртелекома» ошибочной и несостоятельной, и в связи с этим начать процесс реприватизации данного предприятия, была блокирована. Ответ, почему Наталья Лебедь вместе с комиссией проявила такую изворотливость в отмазывании от справедливой расправы над «Островом» и благосклонности в вынесении наказания (обычно специалистов лишают сначала квалификационного свидетельства оценщика, а фирму – соответствующего сертификата) лежит на поверхности.

 

С одной стороны, Лебедь является давним членом руководства Украинского общества оценщиков, которое до 8 апреля 2016 года возглавлял хозяин и руководитель компании «Остров» Алексей Амфитеатров. Более того, несмотря на критику в СМИ, она на прошедшем 8 апреля съезде УТО вновь была избрана членом правления этой общественной организации.

 

С другой стороны, Лебедь (комиссия только антураж для распыления её персональной ответственности) действует по указанию главы ФДМУ Билоуса, который в свою очередь по кулуарной договоренности нашего президента с Ахметовым старается «замылить» запрос гражданского общества на реприватизацию проданных за копейки в период правления Януковича стратегических предприятий.

 

 

Прошлое и настоящее коррупционной продажи «Укртелекома»

 

Но вопрос коррупционности приватизации в 2010 году 92,791 % акций «Укртелекома» не ограничивается только проведённой компанией «Остров» оценкой этого ОАО. Как сообщила ещё в 2014 году СБУ по материалам её расследования Генеральная прокуратура открыла уголовное дело против Януковича, экс-премьера Азарова, экс-министра финансов Колобова и ещё ряда фигурантов о противоправном внесении в Бюджет изменений, в результате чего в 2010-2013 годах за счёт государства было незаконно профинансировано строительство выделенной телекоммуникационной сети спецсвязи на сумму 220 млн. гривен. Согласно условиям договора купли-продажи пакета акций ОАО «Укртелеком» указанные работы должны осуществляться исключительно за счет покупателя — ООО «ЕСУ».

 

Однако и коррупционность оценки «Укртелекома», и уголовное дело о незаконном финансировании строительства для приватизированного предприятия спецсвязи, оказались лишь «цветочками». «Ягодкой» стала публикация 17 февраля Специальной контрольной комиссией по вопросам приватизации и Комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады документа, вскрывающего схему организационных махинаций с адресной продажей государственного на то время оператора связи.

 

В указанном документе подчёркивается, что купившая «Укртелеком» ТОВ «ЕСУ» (украинской «дочка» австрийской компании EPIC) была единственной компанией, которая, по мнению, «конкурсной» комиссии отвечала неконкурентным и дискриминационным условиям приватизации, установленным Фондом Госимущества. По условиям конкурса к нему не допускались компании, «в которых часть, принадлежащая государству Украина (и любому другому государству!) в уставном капитале превышает 25 процентов.

 

Еще одним условием отсечения от конкурса компаний было следующее: не допускались к конкурсу предприятия, «размер дохода (выручки) которых от реализации продукции (услуги связи) на территории Украины за последний финансовый год превышает 25%. Таким образом, были устранены основные могущественные конкуренты – Киевстар МТС, Дойчтелеком, Турксел, ТелекомАвстрия, Банк оф Нью-Йорк и многие другие.

 

Интересна также финансовая сторона этой сделки. По оценкам инвестиционных банкиров, экспертов, политиков, представителей СМИ в госбюджет Украины от конкурентной приватизации «Укртелекома» могло еще в 2010 получить от 28 млрд гривен до 10 млрд долларов. А продано было благодаря заказной оценке фирмы «Остров» за 10,75 млрд. гривен.

 

 

Не реприватизировать «Укртелеком» — предательство ценностей Революции Достоинства

 

Но самое поразительное в приватизационной оборотке с «Укртелекомом», как отмечается в документе Специальной контрольной комиссии ВР, то, что «…ООО «ЕСУ» ДО СЕГОДНЯ НЕ РАСПЛАТИЛОСЬ ЗА НЕГО СОБСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ, А ОРГАНИЗОВАЛО ВЫПУСК ОБЛИГАЦИЙ НА СУММУ 5 МЛРД ГРИВЕНЬ, Из них 4 млрд. гривен покупателю дали государственные банки Ощадбанк и Укэксимбанк (по 2 млрд. под 16% годовых). И конечно же, эти ссуды до сих пор в банки не возвращены! Это одна из причин, почему в 2014 году оба банка были вынуждены докапитализироваться на сумму соответственно 11,6 и 5 млрд грн.

 

А ведь при оценке «Укртелекома» доходным методом специалистами компании «Остров», при прогнозном расчёте ими денежных потоков эти кредиты, которые были получены ООО «ЕСУ» под гарантии активов «Укртелекома» не брались в расчёт. Их учёт на порядок бы повысил стоимость предприятия. Следовательно, это ещё одна причина признать продажную цену «Укртелекома» в 10,75 млрд. гривен, определённую отчётом «Острова», существенно заниженной. Наталья Лебедь как профессионал и высокопоставленный государственный чиновник вышеназванное открытие Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Верховной Рады не могла не знать.

 

Если же говорить о «технической стороне», одним из условий приватизации «Укртелекома» было обеспечение «создания на протяжении 2 лет от даты перехода права собственности …выделенной системы коммуникационной сети специального назначения соответственно всем техтребованиям и …передачи её в государственную собственность». Любому здравомыслящему человеку понятно, какую важную роль с точки зрения национальной безопасности играет СКССН в условиях военной агрессии для защиты стратегических интересов государства.

 

Но увы: это условие конкурса не выполнено до сих пор. Его не выполнило ни ООО ЕСУ, ни компания UA TelecomInvest Limited Рината Ахметова, которая в январе 2013 г. за 6,9 млрд. гривен ТИПА купила у неё «Укртелеком». Почему автор написал «ТИПА купила», потому что как специалист в области приватизации уверен, что Ахметов просто переоформил «Укртелеком» с одной своей фирмы на другую. Просто первый олигарх Украины, как умный и дальновидный бизнесмен, постарался в будущем обезопасить своё ценное, по дешёвке купленное приобретение. А чтобы это выглядело красиво переложил «из одного своего кармана в другой» 6,9 млрд. гривен.

 

Всё вышеизложенное свидетельствует, что действия руководства Фонда госимущества, которое всяческими «правдами-неправдами» блокирует попытки гражданского общества, народных депутатов и правоохранительных органов реприватизировать «Укртелеком», подпадает не просто под признаки коррупции, а тянет на настоящее преступление против нашего государства, так как препятствует реализации запроса народа на демонтаж олигархической системы правления в Украине.

 

 

Сводки с оценочного фронта: фирмы Утовцев вне конкуренции

 

С этой точки зрения предпринимаемые «реформатором» оценочной деятельности зампредом ФДМУ Натальей Лебедь шаги выглядят как откровенное надругательство над здравым смыслом в этой сфере.

 

Во-первых, возглавляемая ею комиссия Фонда госимущества по прежнему продолжает отбирать для оценки стратегических предприятий фирмы руководства Украинского общества оценщиков, которые неразрывными узами связаны с украинскими и российскими олигархами.

 

Так победителем конкурса, на право оценки 55%-й пакет акций «Запорожоблэнерго», проведённого ФДМУ 21 марта, стала компания «Бизнесинформ» председателя Запорожского отделения УТО Ларисы Башировой (за 190 тыс. грн.). 94,989% акций Одесской ТЭЦ – «Международная консалтинговая компания — Оценка» члена правления УТО Елены Коваль (за 140 тыс. грн.). Необоротные активы «Криворожской теплоцентрали» — ООО «Промышленная недвижимость» члена правления УТО –Людмилы Симоновой (за 120 тыс. грн.).

 

Необоротные активы Украинского государственного предприятия «Укрпочта» — ООО «УСК-консалтинг» — председателя Харьковского отделения УТО Виктории Назыровой (за !!! 5,2 млн. грн.). К слову сказать, сегодня директором департамента стратегии и проектов в УГППС «Укрпочты» является Дмитрий Кульга. Именно он в период подготовки к приватизации возглавлял в ОАО «Укртелеком» департамент собственности и непосредственно работал с Алексеем Амфитеатровым, фирма «Остров» которого оценила по дешёвке данное госпредприятие.

 

В настоящее время департамент Дмитрия Кульги осуществляет корпоратизацию «Укрпочты». А это первый этап её приватизации. Так что ждём «честного и прозрачного» дерибана данного госпредприятия. Тем более что достаточный финансовый ресурс для оценки (и ещё кое-чего) «Укрпочты» фирмой Назыровой Фондом госимущества уже утверждён в размере 5,2 млн. гривен. Можно не сомневаться, что сейчас уже запущен процесс по подготовке фиктивных дефектных актов технического состояния необоротных активов предприятия для их «утруски и усушки», то есть занижения балансовой стоимости.

 

Однако больше всех на этом конкурсе 21 марта «повезло» ООО «Канзас», которое выиграло право на оценку сразу 3-х объектов: 94,8% акций «Херсонской ТЭЦ» (за 130 тыс. гривен), 25% пакета акций «Днепровского машиностроительного завода» (за 140 тыс. гривен) и 99,9% акций Днепродзержинской теплоэлектроцентрали (за 130 тыс. гривен).

 

Ранее мы уже писали, что эта и родственная ей компания «Канзас Риал Эстейт», лоббируемые первым замом председателя ФДМУ Дмитрием Парфененко, выиграли 14 крупных объектов на конкурсах 2,9, 23 ноября 2015 года и 17 февраля 2016 года.

 

Не остался обделённым и «Европейский центр консалтинга и оценки» авторитетного члена УТО Валерии Зайцевой, который на конкурсах 23 и 25 марта выиграл 3 очень лакомых объекта: здание отеля «Свитязь» в Луцке, здание отеля «Лесная песня» в Ковеле, и одного из корпусов санатория в Моршине. Напомним, что в конце 2015 года эта фирма стала победителем по 4-м объектам, а на конкурсах 29 февраля и 2 марта она выиграла право на оценку необоротных активов «Киевпассервиса» и одного из павильонов Национального комплекса «Экспоцентр Украины».

 

Не обделила 23 и 25 марта конкурсная комиссия ФДМУ объектами оценки и другую свою любимую фирму — ЧП «Аргумент». Ранее оно также выиграло два объекта. Иначе говоря, круг «рыцарей оценочного стола» оформился практически окончательно.

 

Показательно, что приведённую выше информацию о победителях конкурсов 21, 23 и 25 марта 2016 года Фонд госимущества разместил на своём сайте не в порядке их хронологического проведения (то есть сверху), а снизу, среди сообщений середины 2015 года. Видно Наталье Лебедь стало стыдно и боязно за столь откровенное лоббирование фирм своих сотоварищей по УТО. ВОТ ТАКАЯ В ФОНДЕ ГОСИМУЩЕСТВА ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ.

 

 

Люстрация оценщиков как шаг к деолигархизации приватизационных продаж

 

В целом анализ результатов конкурсов ФДМУ конца 2015 –начала 2016 годов поневоле приводит к заключению, что путём принятия нового «Положения по конкурсному отбору субъектов оценочной деятельности» Наталья Лебедь вместе с руководством Украинского общества оценщиков устроили такой себя «сябибойчик», в котором побеждают лишь фирмы своих из узкого круга УТО.

 

В преддверии начала массовой приватизации стратегических госактивов это остро ставит вопрос о СЕКТОРАЛЬНОЙ ЛЮСТРАЦИИ ВСЕХ КОМПАНИЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ, которые оценивали в 1995-2014 году крупные госпредприятия (групп В,Г и Е). Технически сделать это несложно. Достаточно составить список приватизационных покупок, которые осуществили наши олигархи (вся информация о них имеется в архивах СМИ и Интернета), и выяснить кто делал их оценку (по архивам ФДМУ). ИМ НЕОБХОДИМО ЗАПРЕТИТЬ РАБОТАТЬ НА РЫНКЕ ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ по стратегическим и монопольным предприятиям.

 

Кстати, «реформаторский эффект» принятия Фондом госимущества 31 января нового «Положения по конкурсному отбору субъектов оценочной деятельности» наглядно проявляется не только на конкурсах, которые проводит Центральный аппарат Фонда госимущества, но и его региональные отделения. Так к примеру, на конкурсе 10 марта 2016 года в Полтавском региональном отделении ФДМУ приближённое к руководству ФДМУ ЧП «Научно-консультативный центр» выиграл 14 объектов для оценки, ФОП Стариков – 4-ре. На конкурсе 23 марта на конкурсе в Запорожском региональном отделении Фонда – ООО «Национальная экспертно-правовая группа» выиграла 5-ть объектов оценки, ЧП «Днипротекс и Ко» — 4-ре. И так в большинстве областей.

 

 

Почему оценщики вынуждены обдирать малый бизнес

 

Но есть ещё один, не менее вопиющий, чем описанные выше, результат принятия Фондом госимущества нового Положения. За оценку объектов государственной и коммунальной собственности (помещений и метров-площадей) для сдачи в аренду платит не Фонд госимущества, а сам арендатор. Как правило, это субъекты предпринимательства малого бизнеса. Так вот, благодаря бальной системе отбора фирм для оценки, стоимость данных услуг возросла в разы. Причём парадокс ситуации заключается в том, что порой арендатор за оценку 2-3 кв.м должен платить больше, чем за 150-200 кв.м.

 

Например, 18 марта на конкурсе в региональном отделении ФДМУ по г.Киеву ООО «Украинские инновационные консультанты» выиграло право на оценку для аренды нежилого помещения площадью 191,8кв.м по адресу ул. Э. Потьє, 8-а за 3500 гривен. И на том же конкурсе эта же компания за ту же сумму стала победителем по объекту 10 кв.м части крыши здания по адресу пер. Индустриальний, 2. На конкурсе 25 марта ООО «Ника-эксперт» выиграла право оценивать 177 кв.м по адресу ул. Освиты, 5 за 2900 гривен, а ООО «Мирфил» — 2 кв.м по ул. Феодосийская, 8/13 за 3000 гривен. И такое «сплошь и рядом». В результате избранные оценочные фирмы начинают обогащаться и жировать за счёт обдирания и так «дышащих на ладан» субъектов малого бизнеса.

 

Винить в данной ситуации только оценщиков нельзя. Дело в том, что согласно действующим Методикам и Национальным стандартам для них по количеству выполняемых математических операций и объёму заполняемых листов отчёта, представляемого для проверки и утверждения в ФДМУ одинаково, что оценивать 2 кв.м и 1000 кв.м.

 

Поэтому было бы правильным, если бы «главный оценщик» страны Наталья Лебедь направляла свои бурные «реформаторские усилия» не на защиту интересов олигархов, не на выполнение приватных поручений вышестоящего начальства и президента, не на создание корпоративных преференций своим товарищам по Украинскому обществу оценщиков, а на решение общественно значимых, а не шкурных проблем профессии, повышении её престижа среди бизнесменов и рядовых граждан, отбеливание от той коррупционной ржавчины, которая насквозь её пронизала за последние 20 лет.

 

 

Владимир Ларцев,

экс-советник председателя Фонда госимущества,

доктор философских наук